Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой кон-куренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей дея-тельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компа-нии. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации это его персонал со своими навыка¬ми, умениями, квалификацией и идеями.
Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации. Актуальность современных подходов к управлению персона-лом выражается на практике в двух основных направлениях:
1. Создание инновационной атмосферы в компании в целом
2. Реализация инноваций в кадровой работе.
Инновационный подход к самому персоналу весьма актуален сегодня, особенно в период мирового финансового кризиса, когда приходится оп-тимизировать структуру предприятия.
Персонал перестали видеть как серую массу, в каждом сотруднике видят индивидуальность. Такого подхода требует рынок. Нельзя сказать, что кадровые службы всех предприятий уже смогли перестроиться и рабо¬тают в этом ключе, но явные сдвиги в этом направлении наблюдаются. Видение каждого сотрудника как индивидуальности дает толчок таким на¬правлениям в работе менеджеров по персоналу, как разработка эффектив¬ной системы аттестации персонала, разработка системы мотивации работ¬ников, управление деловой карьерой сотрудника и др.
Управление инновациями в кадровой работе - это целенаправленная деятельность руководителей организации и специалистов подразделений по обеспечению эффективных темпов и масштабов обновления кадровой работы на основе нововведений в соответствии с перспективными и теку¬щими целями развития организации.
Инновации в кадровой работе - это управленческие нововведения, под которыми понимается любая целевая деятельность, процедура или ме¬тод управления кадровой работой, существенно отличающиеся от сло¬жившейся практики и впервые используемые в данной организации, на¬правленные на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития организации в условиях кон¬куренции.
1. Теоретические аспекты концепции инновационного менеджмента в кадровой работе
1.1. Понятие инноваций в кадровой работе
Каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации—это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями.
Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.
I. Создание инновационной атмосферы в компании.
Инновация—нововведение, новшество, которое стало предметом освоения и внедрения.
Что представляют собой инновации в кадровой работе в настоящий момент?
Прежде всего, это инновационный подход к самому персоналу как таковому. Персонал перестали видеть как серую массу, в каждом сотруднике видят индивидуальность. Такого подхода требует рынок. Нельзя сказать, что кадровые службы всех предприятий уже смогли перестроиться и работают в этом ключе, но явные сдвиги в этом направлении наблюдаются.
Видение каждого сотрудника как индивидуальности дает толчок таким направлениям в работе менеджеров по персоналу, как разработка эффективной системы аттестации персонала, разработка системы мотивации работников, управление деловой карьерой сотрудника и др.
Но главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании. Об это много говорят зарубежные специалисты в области управления, а сейчас к осознанию этой проблемы пришли и российские управленцы. В качестве успешного ПРИМЕРА создания инновационной атмосферы в компании можно привести опыт компании «Sony»: ее успехи во многом связаны с тем, что управляющие обладают способностью к сотрудничеству. В компании уважается мнение разных людей, разные мнения позволяют находить истину и развивать компанию. Работники стремятся постоянно вносить рационализаторские предложения, которые всячески поощряются. В фирме в среднем на одного работника приходится до 10 рационализаторских предложений в год. В последний день рабочей недели красивая молодая сотрудница компании (прическу и маникюр ей делает приглашенный за счет фирмы стилист) в праздничной одежде разносит конверты с премиями за рационализаторские предложения. Причем премии получают и те сотрудники, идеи которых были отвергнуты. Такой подход к поощрению инновационного мышления персонала является важным звеном системы мотивации компании.
II. Инновации в кадровой работе.
Для всех современных российских организаций характерна одна общая черта: необходимость перестройки системы управления персоналом в зависимости от требований, предъявляемых рынком.
На предприятиях советской экономики не существовало службы управления персоналом, а был только отдел кадров. Это подразделение занималось, в основном, ведением кадровой документации. Вопросам кадровой политики уделялось недостаточное внимание. Практически отсутствовало понятие развития персонала, продвижения, построения карьеры. В пику этому процветал протекционизм.
Конечно, нельзя говорить, что сейчас управление персоналом в организации достигло идеального состояния, но в целом подход к этому виду управления заметно изменился.
1.2. Виды инноваций в кадровой работе
Можно обозначить следующие направления внедрения инноваций в кадровую работу:
1. Развитие персонала, управление деловой карьерой.
Сегодня большинство организаций взяло на себя основные функции по обучению своих сотрудников. Многие создали постоянно действующие центры по обучению персонала или установили прочные и долговременные связи с различными обучающими организациями.
Обучение персонала рассматривается как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей. Цикл обучения начинается с определения потребностей, которое состоит в выявлении несоответствия между требуемым уровнем квалификации сотрудников и их реальной компетентностью.
На основании потребностей формируется бюджет обучения сотрудников. Кроме того, необходимо сформировать критерии оценки эффективности проводимого обучения. Поскольку затраты на обучение организации рассматривают как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация ожидает от них отдачи в виде повышения эффективности их деятельности. Применяют и интегральную оценку обучения, и оценку эффективности каждой программы в отдельности.
Разработка и реализация программ обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями.
ПРИМЕР: компания «Сименс Бизнес Сервисиз» в РФ представляет полный объем услуг в проектном бизнесе от консалтинга в области информационных технологий, разработке прикладного обеспечения, системной интеграции, до кастомайзинга для окончательного решения, включая профессиональное управление проектами. Российская компания является дочерним предприятием Siemens AG. В обеих компаниях за обучение персонала отвечает не только менеджер по персоналу, но и руководитель подразделения, чей сотрудник проходит обучение. Политика компании такова, что зарабатывающие подразделения сами определяют потребности в обучении своих сотрудников. Для не зарабатывающих подразделений эту работу проводят совместно начальник службы управления персоналом, руководитель подразделения. Программы обучения для таких подразделений утверждаются финансовым директором. Планирование ведется очень детально, на каждый планируемый год все расходы на обучение расписывается постатейно. Начальники отделов имеют достаточные полномочия для изменения структуры расходов в течение года, практически не согласовывая эти действия с руководством.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О специальной оценке труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (последняя редакция) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/ (дата обращения 05.05.2018).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2002г.) (ред. от 22.11.2011г., с изм. от 15.12.2011г.) // «Собрание законодательства РФ». – 07.01.2002. – № 1 (ч.1). – Ст.3. «Российская газета». – 2001. – №256. – 31 декабря.
3. Балашова Д. А. Количественный метод диагностики профессионального выгорания // Экономика. Бизнес. Право. 2015. – № 7-8. – С.44-50.
4. Балашова Д.А. Исследование проблемы профилактики и предупреждения профессионального выгорания сотрудников компании в условиях глобального финансово-экономического кризиса // Экономика. Бизнес. Право. – 2015. – № 3-4. – С.44-49.
5. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670с.
6. Водопьянова Н.Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 335 с.
7. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие / Н. Е. Водопьянова Е.С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 343 с.
8. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. – М.: Дашков и К, 2015. – 288 c.
9. Еременко Ю.В. Проблемы профессионального выгорания работников в организации // Факторы успеха. – 2017. – № 2(9). – С.110-114.
10. Иллнер М. Оценка эффективности социальных мероприятий // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право, № 4, 2012. – с. 34.
11. Кафидов В.В. Управление персоналом: Учебное пособие. / В.В. Кафидов. – СПб.: Питер, 3-е издание, 2015. – 208с.
12. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 360 с.
13. Легостаева М.В. Проблемы профессионального выгорания // Материалы на основе научно-методического пособия, разработанного Министерством труда и социального развития РФ. – СПб., Издательство ГУ ЦСОН, 2018. – 14с.
14. Мишкина Е.А.Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С.96-100.
15. Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: «Философия. Психология. Педагогика». – 2012. – № 3. Т. 12. – С. 83-87.
16. Паймук А.Д. Современные проблемы развития трудового потенциала предприятий в условиях экономического кризиса // Саратовской области – 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Ч. 1. – Саратов, 2016. – С. 114-116.
17. Проценко Е.А. Корпоративная культура как один из ключевых факторов успешной деятельности компании // Факторы успеха. – 2017. – № 1 (8). – С. 54-59.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2014. – 320с.
19. Семенюк Е.А. Рисуночный тест в системе диагностики профессионального выгорания // Державинский форум. – 2018. – Т. 2. – № 8 С. 67-77.
20. Смирнова И.Е. Оценка и критерии профессионального выгорания // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 3 (20). – С. 43-47.
21. Смирнова И.Е. Социально-психологический климат и эмоциональное выгорание // Армия и общество. – 2013. – № 5(37). – С. 1-5.
22. Финченко С.Н. Психологическая коррекция синдрома эмоционального выгорания // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 7. – С. 222-224.
23. Freudenberger H. J. // Staff burn-out. Journal of Social Issues. – 1974. V. 30.
24. Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Chiffs: Prentice-Hall, 1982.
25. В 2018-2022 гг. объемы продаж детского питания в России будут ежегодно увеличиваться – BusinesStat // РДТ-ИНФО. 26.06.2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rdt-info.ru/2018062614169/v-2018-2022-gg-ob-emy-prodazh-detskogo-pitaniya-v-rossii-budut-ezhegodno-uvelichivatsya-businesstat.html (Дата обращения: 10.04.2019)
26. Мироненко Е.В. Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания // Все психологи [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.all-psy.com/stati/detail/7606 (Дата обращения: 10.03.2019)